О выборе проектора для домашнего кинотеатра
Первый вопрос какой возникает при выборе проектора для домашнего кинотеатра:
- Какой выбрать из того разнообразия, которое представлено на рынке?
- В чём основное отличие проектора для домашнего кинотеатра от проектора для презентаций?
- Какой технологии отдать предпочтение DLP или LCD?
- Где разместить проектор?
Если Вы решили оборудовать свой домашний кинотеатр мультимедиа проектором, советуем Вам обратить внимание в первую очередь на качество передаваемой картинки, быстроту реакции видео процессора и качество обработки видео сигнала поступающего с различных источников, качество цветопередачи и количество настроек цветовой палитры. За эти параметры отвечает видеопроцессор. В описаниях проектора Вы всегда найдёте в характеристиках значения яркости, контрастности, разрешения и т.п., но характеристики процессора не приводятся нигде. Безусловно, яркость и контрастность, не маловажные показатели при выборе проектора, но они относительные, т.к. нет жёстких требований по выбору методов определения этих показателей (существует по крайней мере 2 методики измерения и при этом показатели сильно расходятся)
Естественно, есть факторы, которые влияют на контрастность проектора. Например, контрастность ухудшается при увеличении яркости, но проекторы для домашнего кинотеатра не делают яркими - максимум 1200 люмен. И соответственно сюда же можно отнести и естественные факторы, влияющие на контрастность… уровень контрастности это не что иное как соотношение белого к чёрному цвету воспроизводимое устройством. Логично, что с белым цветом проблем почти не возникает ни у одного проектора, а вот с чёрным посложнее. Например, LCD проектору гораздо сложнее создать полное затемнение пикселя, чем DLP проектору. Для LCD придуманы специальные диафрагмы, сложные системы управлением мощностью лампы и т.п., при которых удаётся создать довольно хороший уровень чёрного. Но при всех этих нововведениях, внедрённых в конструкцию современных проекторов, показатель контрастности можно свести к нулю, если в помещении, где установлен проектор, нет полного затемнения. Проектор не может воспроизводить "чёрное свечение", его просто не существует, а следовательно, чёрный цвет на экране - это не освещенная часть Вашего "белого поля экрана".
Следующий вопрос, возникающий при выборе проектора - какой выбрать кинотеатральный или для презентаций?
Как раньше мы уже рассматривали, основной при выборе проектора должна быть его цифровая часть, т.е. установленный видео процессор. Вы же не собираетесь всё время просматривать статические фотографии, графики и рисунки? Качество передачи цвета так же должно быть на уровне: например, жёлтый не должен казаться с зеленоватым оттенком, как, зачастую, бывает на офисных DLP проекторах. Так же на офисных DLP проекторах часто встречается так называемый "эффект радуги". Когда человеческий глаз замечает кратковременные вспышки различных цветов на изображении. В проекторах для офисных презентаций используется самая недорогая DLP-конструкция со скоростью чередования цветов равной x2. Цветовое колесо в таких проекторах имеет три сектора - красный, зеленый, синий. Если даже Вы не замечаете этих вспышек на изображении, то данный эффект может негативно сказаться на Вашем зрении при длительном просмотре Ваших любимых фильмов.
Поэтому, если вы выбираете проектор для домашнего кинотеатра, то офисный проектор с DLP технологией Вам не подойдёт. Начиная со скорости DLPx4, человеческий глаз становится не восприимчив к технологии формирования изображения и заметить вспышки практически не возможно.
DLPx5 - эта скорость чередования цветов соответствует физиологии человеческого глаза, и увидеть ее могут только те, кто видит чередование кадров в кинотеатрах и в телевизоре.
Следовательно - чем выше скорость, тем безопаснее технология для наших глаз.
Вывод: Если Вы решили приобрести яркий офисный проектор и использовать его в Вашем домашнем кинотеатре, то оптимальная технология - это LCD. Для кинотеатральных проекторов, оптимальное соотношение цены и качества это DLP со скоростью более DLPx4.
Не маловажный вопрос о размещении проектора.
Чаще всего, засевшая в головах мысль о необходимости вешать проектор на потолок "натыкается" на люстру. Чтобы получить достаточно большое изображение проектор надо установить как можно дальше от экрана, а любимая люстра как назло закрывает луч проектора.
Вторая проблема вылезает в виде проводов - их надо спрятать, а скрыть провода на потолке не всегда просто. Хорошо, если идея о приобретении домашнего кинотеатра появилась в момент ремонта квартиры, но и в этом случае мучает вопрос - "а вдруг придется прокладывать еще один кабель или менять его?"
Сама собой напрашивается мысль - хорошо бы расположить проектор где-нибудь сбоку, чтобы он не мешался и в глаза не бросался. И надо сказать, что конструкторам проекторов эта мысль тоже давно пришла в голову и все проекторы, специально создаваемые для домашнего кинотеатра такие возможности уже имеют! Более того, использование таких возможностей позволяет не только СОХРАНИТЬ ДИЗАЙН КОМНАТЫ, но и СЭКОНОМИТЬ СУММУ ДЕНЕГ, достаточную для приобретения проектора классом выше! Такой интригующий вывод следует из простой арифметики.
Проектор, который имеет возможности для установки сбоку от экрана, не нуждается в потолочном креплении, отпадает необходимость в дорогих длинных проводах, не потребуются работы по монтажу проектора и "упрятыванию" проводов.
Рассмотрим функциональные возможности, которыми должен обладать проектор для установки сбоку от экрана.
Полный арсенал включает:
- Физическое смещение объектива - позволяет, не поворачивая проектор, смещать изображение вверх/вниз и влево/вправо.
- Цифровая коррекция - если вы поворачиваете проектор влево/вправо или вверх/вниз, то изображение теряет прямоугольную форму. Цифровая коррекция позволяет восстановить правильную прямоугольную форму изображения. Такая цифровая коррекция бывает двух типов - вертикальная и самая важная - горизонтальная.
Остается последний вопрос - влияют ли на качество изображения все эти смещения и коррекции?
Прямой краткий ответ - не влияют.
И все же заблуждение об изменении качества киноизображения при использовании коррекции трапециидальных искажений существует. Появилось оно не из опыта использования проекторов в домашних кинотеатрах, а при демонстрации изображения с компьютеров на офисных презентациях - это изменение качества передачи букв с толщиной линий в одну точку:
Фокус заключается в том, что и компьютер и проектор, при наклоне линии толщиной в одну точку включают передачу границ полутонами. Так вот, в кино ВСЕ ГРАНИЦЫ сразу существуют только в виде тональных переходов, поэтому продемонстрировать вам такой эффект именно на фрагменте фильма никто не сможет.
Возможности удобного расположения проектора можно обсуждать бесконечно, но одно очевидно - такие возможности проекторов относятся к разряду явных достоинств и выгодных преимуществ.